Начальная подготовка №1 в альплагере Безенги

nachalnaya-podgotovka-1-v-alplagere
наша команда: Я, Лера, Сергей, Иван, Олеся, Леонид, Сергей, Олег

Предыстория

О том, как я впервые побывал в Альплагере Безенги статья уже была. Ровно год назад, на майские праздники, мы тут пробовали ходить и бегать, и нам сильно понравилось. В этот же раз один из беговых товарищей Иван, предложил отправиться в лагерь, чтобы не просто погулять, а еще и попросить директора Алийя Хусеевича об индивидуальном обучении для нашей группы. На сайте Альплагеря Безенги есть расписание со специальным обучением, которое дает возможность получить значок «Альпинист России». А последующие обучения позволяют присвоить разряды по альпинизму.

Правда, мы опять приехали в альплагерь на майские праздники и Алий Хусеевич сразу предупредил, что в это время года восхождение остается под большим вопросом. А без него значок нам не полагается.
Ну что же. Погнали.

Приезжаем в Лагерь и разгружаем вещи. В этот раз я с семьей, и нам дали отдельный шикарный номер с двумя двухспальными кроватями. Тащу чемодан в номер, а меня тормозит парень с вопросом, мол вы на НП1? Что еще за НП1 такое? «Начальная подготовка номер один» — расшифровывает он мне. А! Да! Это нам.
Так мы познакомились с нашим инструктором Семыкиным Сергеем Евгеньевичем (уд. 1280). Он только приехал из Ростова-на-Дону вместе с доктором Дмитрием, чтобы погулять по горам и заодно нас обучить.

Первый день. Горный рельеф, опасности в горах и ПМП

Погода выдалась хорошей, и мы сразу выбрались на акклиматизационный выход. Наш маршрут пролегал по левобережной марене. В прошлом году мы ходили только по правобережной, а тут сразу что-то новенькое. Интересно!

Сергей объяснил нам много новых горных терминов и названий, которые мы не знали раньше. Например, что марена определяется по ходу ледника и называется левобережной или правобережной. Мы этого не знали.

место схода селя

По пути нам встретился след от схода селя. Сергей рассказал, как однажды разбил палатку, и подобная стихия прошла прямо рядом с ними. Очень быстро и страшно и с ошеломляющим грохотом.

Справа в горах произошел сход лавины. Небольшой, но все равно очень интересный. Сергей же сказал, что это не лавина, это так, «присыпало».

А мы потихоньку поднимались все выше и дошли уже до снега. Тут сделали привал и провели лекцию об опасностях и мерах предосторожности в горах.
Мы порассуждали на тему коммерциализации альпинизма. Сергей разнес в пух и прах всю акклиматизационную подготовку при восхождении на Эльбрус и Килиманджаро. Что, мол, это неправильно и недостаточно. И все коммерческие путешествия, хотя он и сам постоянно водит группы, но это неправильно и может оказаться слишком большой ценой для здоровья многих. В этом плане наша акклиматизация на Демавенд была куда более подходящая.

Еще обсудили гидов, которые сходив один раз, без какого-либо опыта и обучения начинают водить группы, и насколько это опасно. Также Сергей высказал сомнение про безопасность нашего спуска в связке при восхождении на Эльбрус, мол, в теории это верно, но вот по факту для неподготовленных людей очень опасное мероприятие и такие маневры надо заранее отрабатывать на обучении и научиться чувствовать друг друга. А поскольку мы это не отрабатывали, то, возможно это и было более опасно.

Погода начала резко меняться. Прогноз после обеда ожидался не утешительный и должен был продлиться на следующие два дня. Так что мы вернулись в лагерь на обед, а после него уже собрались на дальнейшее обучение.

Доврачебная медицинская помощь.
Сколько же страшилок мы услышали на вечернем обучении от Сергея с Дмитрием. Про то, как они два дня тащили переломанного альпиниста по леднику, который поленился лишний раз забуриться. Про пробитое легкое, которое пришлось залеплять пакетом, чтобы загерметизировать. Про разрезанную до кости ягодицу женщины, которая съехала на заднице по камням, и ее пришлось зашивать прямо на горе. Все это очень страшно.
Но было много полезной информации, в том числе про содержание аптечки.

Вот наш примерный список всего необходимого:
Цитрамон
Перекись водорода и/или йод в карандаше
Аспирин
Стрепсилс
Ацикловир
Нурофен
Парацетамол
Китарол (обезболивает если перелом)
Мезим
Имодиум/ Лоперамид
Активированный уголь
Смекта суспензия
Стерильный бинт
Эластичный бинт
Пластырь силиконовый для мозолей
Пантенол крем

Второй день. Техника работы с веревкой

На второй день нам выдалась совершенно нелетная погода, такая что мы остались в лагере и весь день провели в учебном классе.
По факту мы потратили полдня чтобы научиться вязать разные узлы.
К обеду мозг просто отказывался соображать и запоминать все сплетения, которые мы навязали в процессе обучения. После перерыва же мы все дружно отправились покупать 1.2 метра веревки, чтобы сделать для себя друга и лучшего товарища «Прусика». Потом мы по очереди сдали по всем этим узлам зачет и перешли к следующему этапу обучения.

Первая помощь и транспортировка пострадавшего
Сначала нам предстояло сымитировать перелом ноги у Сергея. Мы фиксировали ногу с помощью палок и веревки и потом транспортировали пострадавшего, сначала вдвоем, а после и в одного. Я тащил Сережу и кричал, чтоб он «держался, и мы еще станцуем на его свадьбе!». Довольно веселое мероприятие, если считать, что все это происходит в учебном классе. Как же вытащить пострадавшего в реальных условиях остается загадкой. И нужно обладать, как минимум, недюжинной силой для этого.

Так же мы сплели носилки из двух веревок и сымитировали транспортировку Леры всей командой.

Снегозаяц

Третий день. Страховка в горах

На третий день погода начала исправляться, но за окном было столько снега, что моя жена слепила снеговиков. А на скалах было мокро и грязно, поэтому мы снова остались в учебном классе.

Предварительно взяв в прокате страховочные системы, мы отработали все узлы на практике. Научились делать страховочную станцию, страховать товарища при спуске с горы и дюльферить с помощью узла УИАА. Познакомились со скальными крючьями, стопперами и френдами, которые нам предстояло научиться использовать на следующий день.

Четвертый день. Передвижение по скалам и страховка

Удивительно, как быстро может поменяться погода в горах. Все слепленные снеговики в предыдущее утро развалились еще к вечеру, а на утро от них и всего снега в округе не осталось и следа. Поэтому мы наконец-то выбрались из учебного класса, от которого успели уже порядком подустать, и отправились на скальные занятия. Идти нужно было недалеко, за ближайшую реку. Но в этом году подвесной мост снесло, поэтому перебираться на другую сторону стало небольшим приключением.

На другой стороне нас ждала целая стая туров. И, если молодые шугались и беспокоились при виде группы людей, то те, что постарше, с большими красивыми рогами, вальяжно и спокойно проходили мимо.

Я заметил, что забыл надеть систему при выходе из дома. Вот глупо!
Пришлось разворачиваться и быстро бежать обратно. Как хочется показать этих красивых туров семье, но сейчас уже вести их нет ни времени, да и не хочется через реку переходить без подстраховки.

Занятие прошло быстро и интересно. Сначала наша задача состояла в том, чтобы сделать страховочную станцию, используя разнообразное снаряжение. Мы разделились на пары, и я встал вместе с Олесей. Ей, конечно, было непросто участвовать в подобном мероприятии. Все-таки настоящий альпинизм подходит не всем. Олеся поделилась, что она в первый раз в жизни держала молоток в руках и надеется, что это ей никогда в жизни не пригодится.

Далее мы провешивали п-образные перила. Учились жумарить и дюльферить в реальных условиях.

После обеда мы продолжили обучение на более крутом холме. И все наше мероприятие сопровождали любопытные козлы, которые, видимо, хотели пройти мимо, но мы преграждали им путь и внизу у реки и наверху одновременно.

Пятый день. Передвижение по снегу и страховка

По плану пятого дня мы должны были отправится в поход с ночевкой, с последующим восхождением, либо, ледовыми занятиями. Но, поскольку восхождение нам запретили делать ввиду лавиноопасности, а ледовые занятия отменили, из-за того, что ледник был закрыт снегом так, что рискованно было бы идти группе новичков по нему, мы отправились на весь день на снежные занятия.

Начало нашего пути сопроводила поистине увлекательная картина. И, хотя у нас было довольно мало времени на то, чтобы дойти до снежных склонов и успеть вернуться назад до темноты, мы все равно остановились чтобы понаблюдать её воочию.

В этот день мы отправились по уже знакомому нам по прошлому году маршруту правобережной марены к скале «Шлем». Мы прошли мимо красивого водопада, набравшего силу после обильного таяния снега, и вышли на гребень, как слева вдалеке на склоне я увидел трех молодых туров. Я просигнализировал ребятам, чтобы они обратили внимание. Но времени у нас на наблюдения было немного, поэтому, инструктор Сергей поторапливал всех, подгоняя вперед. Я же, все равно продолжал за ними наблюдать, продолжая свой путь. И заметил удивительную, доселе невиданную мною картину. Два молодых, но уже прилично рогатых тура начали бодаться, сталкиваясь лбами. В один момент один из них аж подпрыгнул, чтобы посильнее ударить другого. Эта картина настолько меня захватила, что я аж вскрикнул и остановил ребят. Такое не часто увидишь! Видимо третьим туром была молодая самка, за которую и совершали свое сражение два отважных война! Они неслись по склону в грозном танце, опережая друг друга и продолжая бодаться, забираясь, то выше, чтобы размахнуться и снова посильнее ударить соперника, то пятясь назад к склону, с риском свалиться с обрыва. В этом диком танце сложно было разобраться кто побеждает, а кто терпит поражение. Но вскоре самка охладела к их противостоянию и заметно безразлично и демонстративно развернулась от бойцов в противоположную сторону, видимо, не впечатлившись подобным единоборством. Возможно, она ждала кровавого экшена, в котором один из туров улетит вниз в пропасть.

Вся эта прекрасная картина длилась лишь мгновение и в то же время бесконечно долго! Так, что мы отстали от инструктора и еще двух наших ребят, умчавшихся вперед.

Мы догнали их только к наиболее сложному моменту нашего маршрута. Сергей рассказал нам, что он не любит ходить по этой правобережной марене, потому что тут очень частые селевые сходы по правую сторону гребня. Он рассказал нам как использовать наши палки в случае срыва и предостерег от ходьбы по карнизам, которые в любой момент могут сорваться. Таким опасным путем мы добрались до привала.

Далее нас ждал путь по снегу, поэтому мы переоделись в мембранные штаны и приготовились к наиболее энергозатратному пути.

Подходя к горе «Шлем», я вспомнил, как в прошлом году тут было сильно меньше снега и текли ручьи, мимо которых мы пробирались до этой точки. Тогда мы не рискнули идти дальше по снегу.

Сергей объяснил нам как правильно идти по снегу, выбирать маршрут в подобных условиях, и как действовать в случае провала.

За горой «Шлем» нас ждал наш снежный склон, на котором и предстояло провести снежные занятия. Тут только недавно сошла большая лавина. Мы обсудили, как вести себя в случае подобного схода.

Все обучение поначалу напоминало нашу подготовку к восхождению на Эльбрус. Мы учились ходить по склону с ледорубом, а потом катались на пятых точках по склону и зарубались в случае срыва.

Дальше нас ждало что-то совершенно новенькое. Мы заранее одели системы и с их помощью смогли сделать страховочную станцию используя ледорубы, научились идти в связке, именно правильно идти, страхуя друг друга и даже зарыли ледорубы в снег для совершения безопасного спуска!

пока мы занимались, на другой стороне ледника сошла приличная лавина

В целом, занятия прошли довольно интенсивно и насыщено, так что мы с удовольствием устроили привал с бутербродами.

На обратном же пути, дорога оказалась гораздо сложнее. Мало того, что мы интенсивно поработали на обучении, так еще и снег обильно подтаял и начал проваливаться. Предугадав такие последствия заранее, я надел на палки специальные большие наконечники, и отдал их Сергею, который пробивал весть путь. За что ему отдельное спасибо. Идти по уже протоптанным следам гораздо легче.

Отдельная благодарность ребятам за помощь в переправе

Шестой день. Передвижение по скалам и страховка

Так как ледовые занятия у нас отменились, Сергей назначил нам более продвинутые скальные уроки. В этот раз я взял с собой семью, и мы с Олегом разбили для них бивак. А пока мы этим занимались, ребята организовали для всех станцию с веревками для жумаринга и дюльфера и страховку.

Мы выбрали довольно сложный скальный маршрут, но с жумаром он оказался вполне преодолимой. И все равно для девочек мы провесили еще одну станцию, с более пологой горкой.

После обеда мы решили освоить свободное лазание со страховкой. Точь-в-точь скалодром, только на открытом воздухе. Сначала все помучались на все том же основном маршруте, а потом решили сделать еще один, прям по внутреннему углу.

Сначала его пролез Иван. Он довольно уверенно справился, и Сергей инструктор предложил устроить мини соревнования.

Стою я вяжу к себе веревку узлом восьмерка, как он говорит. А давайте, на скорость? Кто быстрее. А наверх метров двадцать примерно.
Ну, думаю. Ладно. На скорость, так на скорость! Иван засекает время, страховка готова, погнали!

Я начинаю лезть, а азарт прям ударяет в голову и все тело. И хочется сразу лезть на победу. У меня, и так получалось это неплохо, и, ради справедливости надо сказать, что полгода на скалодроме BIG Wall не прошли даром, а тут совсем схватил кураж! И я, не думая, просто перебираю все что попадается под руки и ноги. Влезаю на небольшой выступ на полпути, а я думал, что тут будет очень сложный момент. И дальше можно чуть ли не бегом, а внизу уже метров 15! Смотрю на страховочную веревку, а она не в натяг, немного притормаживаю, кричу, страховка, смотрю вниз, а там Серега тренер нашего бегового клуба Jaxtor работает изо всех сил. Я продолжаю быстро двигаться вперед, немного путаюсь в веревках перед карабином, дотягиваюсь до него и кричу «на крюке!».

Дюльфер вниз, Иван говорит, 56 секунд!
Сергей инструктор отмечает, что из минуты — это очень быстро.

Вторым готовится подниматься Серега – тренер. По всем его движениям перед стартом видно, что он заряжен на победу и собирается меня обогнать. Я становлюсь на страховку. Готов! Погнали.
Серега начинает очень быстро карабкаться вверх. Видно, что он заряжен на победу. Он буквально летит вверх по углу. Немного мешкается при выходе на выступ. И дальше опять чуть ли не бегом! Я выбираю веревку как могу со всей скоростью и все равно успеть очень сложно! Серега хватает карабин. Одна минута три секунды!

Неужели, я поднимался так же быстро? Точнее, я был даже быстрее. Невообразимо.

Третьим подошел Сергей Лившиц. Он самый высокий из нас, и я отмечаю, что габариты в данной ситуации являются выигрышными. Но Сергей залез на вершину за 2 минуты 21 секунду. И первое место все еще было за мной.
Потом был Олег, и он оказался еще медленнее, сильно застряв все на том же выступе и никак не сумев его преодолеть. А Леонид так и вовсе поспешил в начале, так, что сорвался и оцарапал себе руку, и потом долго не мог ей нормально цепляться.

И вот пришел черед очередного мастодонта, за которого мы все сразу взялись поболеть. Иван уже много где полазал, да и по этому маршруту он тоже пролез первым, но не на скорость. Так что немного знаком с трассой и имеет определенную фору.

Я берусь его страховать, ожидая очередной сильной работы. После Сергея у меня основательно подзабились руки, но теперь уже успели отдохнуть.

Иван взлетает со скоростью молнии, преодолевая первые метры, но немного замешкался перед выходом все на тот же выход. А дальше мы уже все вместе кричим ему, что бы он бежал изо всех ног! Я выбираю веревку что есть мощи, и Иван летит к карабину, и кажется, что ему остается только поднять к нему руку! Серега внизу уже кричит «на крюке», но Иван немного замешкался между веревок все на том же месте что и я. Он уже кричит «на крюке». Время 58 секунд!

Иван спускается вниз очень довольный. Еще бы, такой азарт, такая поддержка. Он благодарит меня за страховку, отмечая, что я ему очень помогал и это ощущалось. А у меня левый бицепс горит огнем. Это были классные соревнования!

перед выходом нам встретилась маленькая и очень быстрая ласка

Сергей инструктор отмечает, как, сделав всего одно предложение, полазать на скорость, он оживил наше мероприятие. И мы довольные и уставшие отправляемся отдыхать.

Итоговый протокол:
1. 56.23       Сильванович
2. 58.01       Иван
3. 1.03.07    Сорокин
4. 2.21.22    Лившиц
5. 3.04.56    Олег
6. 9.53         Леонид

Резюме

Вечером того же дня нам вручили свидетельства о прохождении начальной подготовки. Еще в первый день спросил Сергея, удастся ли нам успеть всё и получить значки. На что он честно разъяснил нам, что даже если бы мы совершили восхождение, то все равно не добрали бы нужного количества часов. Ведь пришлось бы пропустить либо ледовые, либо снежные или скальные занятия.
Теперь же, чтобы получить почетное звание и завести книжку альпиниста нам нужно вернуть сюда еще раз или взойти на вершину категории 1Б с инструктором и элементами ледовых занятий по пути.

Что и запишим себе в 100 целей!