Цель №36. Эльбрус 5642м. Восхождение.

Эльбрус, Восхождение с Юга

Предыстория.

Откуда взялась цель?
Как-то меня на Эльбрус звали друзья. Я тогда был не готов, но они и посадили зерно с идеей в мой мозг. С тех пор висит на стене картинка с альпинистом в снегах. А в 100 целях записано восхождение на Эльбрус. Ребята, кстати, так и не дошли до вершины из-за непогоды. Просидели в верхнем лагере два дня. Вот как бывает! Надо сказать, что дело было в Мае, когда риск плохой погоды очень высок!
Идея росла и я уж было собрался на Эльбрус после айрона, но мой сенсей Александр Жуков тогда запретил и велел сначала родить детей, обосновав тем, что это довольно опасное мероприятие.
Ребенка я родил и ему уже второй год и нынешний сенсей Сергей Сорокин собирает марафонский клуб jaxtor в горы. Со словами — это будет легкий трекинг!) Как бы не так.

Подготовка и сборы.

Собиралось нас аж 12 человек в группу. И все мы приступили к силовой подготовке на крылатских холмах. Ходили кросс-походы, забегали в горку, делали силовые тренировки. В общем, готовились физически, настраивались морально и сплачивались командно. А еще пришлось собрать целый список вещей в горы и прилично потратиться. Научиться ходить с трекинговыми палками и рюкзаком до отказа набитым зимними вещами.

Наша группа
Наша группа перед подъёмом на Чегет, за нами в облаках Эльбрус.

Список вещей можно найти в интернете. Он стандартный. Скажем только что в спорт-марафоне я купил прям хороший рюкзак и палки со скидкой, а остальным докупался в Декатлоне и на авито, чтобы сэкономить денег. Бюджет на все про все вышел +- 50 тысяч.
Хотя ладно, вот список:

Спорт марафон:

1. Кроссовки для трейла La Sportiva Akasha 12720руб (для восхождения они не нужны, но нужны, чтобы делать подготовку, или нужны ботинки, которые у меня тоже были)
  2. Рюкзак на 32 литра 7992руб (тут экономить нельзя, от выбора рюкзака может зависеть восхождение, если он не удобный, то можно никуда не зайти).
  3. Треккинговые палки Leiki 6016руб + 155руб кольца для снега (это дороговато, но они хорошие и я их еще планирую использовать)
  4. Носки теплые для восхождений 1344руб (крутые, не пригодились на восхождении, но очень хорошо зашли этой зимой)
  5. Носки мембранные непромокаемые 1344руб (не одел, потому что лошара, но очень крутые и пригодились бы на акклиматизационных выходах)

Спортмастер:

1. Джемпер флисовый Disney 2750руб (можно было купить в декатлоне, но флисовых там красивых нет, уж очень он мне понравился)

Декатлон:

1. Брюки верхние водонепроницаемые 2999руб (можно дешевле или в три раза дороже в спорт-марафоне. Тут открывались до колена и это очень помогло пару раз)
  2. Флисовые штаны 699руб
  3. Трусы для бега 3х299руб (обычные не подойдут, промокнут и замерзнет задница потом, про слои одежды есть хорошее видео на спорт-марафоне)
  4. Мужское термобелье 1998руб
  5. Очки солнцезащитные 1999руб (без них никак! в обычных не пойдет, в спортмарафоне ребята покупали крутые по 15-20 тысч)
  6. Пончо-дождевик 1499руб
  7. Балаклава 999руб
  8. Шапка теплая для скалолазания 699руб
  9. Носки для походов 799руб
  10. Крем-спрей солнцезащитный 50spf 449руб (офигенный оказался)

Альпиндустрия в Терсколе:

1. Перчатки флисовые 1432руб (хожу в них теперь зимой)
  2. Аренда обуви для восхождения Zamberland Denali + варежки-верхонки + Гамаши 5600руб (их покупать нет смысла если не ходить постоянно, ботинки стоят от 50тыс руб. И я взял самые топовые. Много разговоров об этом почитал. Пластик отмел сразу, решил не экономить. Двухслойные мне не сели на ногу, а эти как на заказ оказались. Выбор пришелся очень удобным. Гамаши им не нужны, я взял чтобы подстраховаться и случайно не испортить палками или кошками и не платить потом за ремонт)
  3. Пуховка в аренду — 2400руб (тут я сначала понадеялся на свою горнолыжную куртку, но гиды ее отмели, хотя впоследствии я ее и не одевал, но пуховка тоже оказалась топовая и в ней нестрашно было бы. А вот горнолыжка — это да, не прокатит, увидите пуховку, поймете)
  4. Аренда кошек, ледоруба, каски и системы — 4 тыс рублей (брали у гидов)

Авито:

1. Пуховой свитер — 1000 руб

Итого на снаряжение — 55790руб.

Еще про деньги. На гидов мы потратили 17700 руб с человека + Мы доплатили за нормальный приют «Сердце Эльбруса» наверху (По советам ребят, которые уже были в дешевых и спали на нарах). Это еще 19500. На подъемники потратили около 2-х тысяч. Итого за сам тур — 39200.

Еще ребята брали трансфер, я ехал с Волгограда на машине. Так что и самолет тоже не пришлось считать. Также нужно учесть жилье внизу (в Терсколе), но я был с семьей и снимал отдельно апартаменты на неделю. Сюда не стал включать. В принципе, такие траты уже по желанию. Ребята жили в шикарном отеле «Мун». Мы в довольно хороших апартаментах. Но можно и дешевле. Тут кто что желает. Также мы в ходе подготовки побегали Архыз трейл, забравшись на высоту 3200 метров ради акклиматизации. И это было не обязательное мероприятие, требующее отдельных затрат. Отчет я писал отдельно

Акклиматизация.

Горы. Первый день. Чегет.
Мы приехали, разместились, и уже на следующий день пошли штурмовать Чегет. Погода выдалась сначала пасмурная, а потом и вовсе пошел дождь. Эльбруса мы не увидели. Но это пофиг, пусть он прячется сколько угодно, лишь бы погода позволила на него забраться в день восхождения.

А прогноз был не сильно утешительный, каждый день дожди и снег. Но в ночь восхождения как раз обещали просвет и солнечное утро. За неделю до нас люди выкладывали в инстаграм страшные видео со снежными бурями и ребятами, которых чуть ли не МЧС снимало в итоге. 4-е! июля, так на секундочку. Лето!

На вершине Чегет

Чегет запомнился каким-то нереалистичным. Как будто в кино. Когда еще мы бы поперлись на гору в дождевиках в непогоду? Кто вообще в такую погоду кто куда ходит? Народу никого вокруг нет. Только наша группа под дождем. Мистика. Зато пригодились купленные дождевики. Мы пофотографировались как могли и отправились за недостающей экипировкой.

Горы. Второй день. Обучение с ледорубом.
Взяв в аренду штурмовые ботинки с кошками, куртки, перчатки и ледорубы с системой, мы собрали это все и отправились на подъёмниках в приют на 3800м.Тут мы быстро разместились и сразу отправились штурмовать 4300м. Но не все. Тренера Серегу накрыло капитально. Он пришел в приют, сел на кровать и все. Встать не может. Вот так новость. Уж от кого не ожидал. Но это как раз показывает, что совсем не важно как ты хорош в беге (у Сергея рекорд на марафоне 2:25). В горах свои правила. И, пока мы все быстро вышли в путь, за ним отправился гид Андрей Федоров.

Гид Андрей Федоров

Про этого человека, конечно, стоит рассказать отдельно. Как мы узнали впоследствии. Уже не молодой дядька, очень спокойный и целеустремленным лицом оказался опытным альпинистом. Он шел по горе, как будто крадется йети. Медленные размеренные движения и при этом быстрый темп. Максимальное сохранение энергии. Так называемый альпинисткий шаг, который у нас так и не получилось освоить. Андрей мастер спорта международного класса, «Снежный барс», восходил на Эверест без кислорода. Оставил фаланги пальцев на пике Победы в большой трагедии, где погибло три человека. Снял перчатку, чтобы нажать на рацию и вызвать помощь. Нам очень повезло иметь такого опытного гида в своей группе.

Во второй день тоже было пасмурно.

В итоге, он и уговорил Серегу подвигаться. Это сильно полезнее чем сидеть на месте. И, как оказалось в последствии, Сергей как раз и был самым активным на обучении с ледорубом. Обучение мы проводили сразу после того как поднялись на 4300. Спустившись чуть ниже. Гиды объяснили ключевые моменты и мы от души повеселились скатываясь на пятых точках со склона.
Ночь была очень рваной. Почти у каждого болела голова. Я поспал три часа, потом проснулся, сходил в туалет, в форточке которого было видно луну, светившую как фонарь. Сказочное зрелище помогло мне побороться с головной болью и опять уснуть на три часа.

третий день. над облаками.

Горы. День третий. Ратрак 4950м.
Утром все были не в духе от прошедшей ночи, но нам предстояло сделать новый выход на высоту 4700м. По плану минимум мы должны были добраться до «Скал Пастухова». В то же время большинство изъявило желание дойти до закопанного ратрака на высоте 4950м.

Гало.

Вышли все вместе и до вчерашней высоты добежали легче. Прям уже не напрягаясь. Погода хорошая подвернулась, солнце. Все налегке. В небе нам открылось необычное и красивое явление — гало. Это когда смотришь на небо, а там  радуга вокруг солнца. Мозг сносит от такого увиденного.

Еще по пути нам встретился парень с собакой в горнолыжной маске. Он ее планировал взять на вершину. Тут где-то живет пес, который 50 раз был на Эльбрусе. Ребята даже хотели его разыскать и познакомиться на удачу, но не нашли. Еще нас обогнал один придурок на снегоходе очень близко. Они тут вообще, как хотят гоняют, как и ратракеры. Как я понимаю, это все частники, которые зарабатывают деньги. Горцы, за которыми никто не следит. Они тут закон.

На нижней стоянке Скал Пастухова немного накрыла горная болезнь. Опять головная боль. Света — наш еще один гид говорит, мол, надо терпеть и молчать. Само пройдет. И правда. До второй стоянки я дошел гораздо легче и без боли. Но стоило остановиться и опять накрывает. Ладно. Нечего делать.
Часть ребят решили идти обратно. Я же со второй группой решил добраться таки до этого закопанного ратрака. Силы-то есть. Да и когда идешь — голова не болит. А путь там вертикально вверх. И идти приходится елочкой вдоль подъема. И уже немного тяжко от того, что больше четырех часов в пути. И ратрак вот он уже, рукой подать и так далеко и долго до него…

На вершине ратрака.

Поднимаемся наверх. Я просто ложусь. Дима — еще один гид, очень опытный парень, ледолаз, кричит, мол лежать ни в коем случае. Пьем чаек с малиной из термоса. Помогает. А вид красивый. И подбитый старый трактор, который так и будет теперь похоронен, добавляет атмосферы. Фоткаемся, спускаемся.
А на спуске тоже весело. Все тает от солнца. Течет. Паша проваливается по колено в снег. Опасно! Как оказалось, Саша из первой ушедшей группы по яйки провалился. Так можно травмироваться. И идти вниз не сильно легче. Быстро. И поэтому тяжко.

Слева брошенная женщина.

На Скалах Пастухова подхватили женщину. Ее мы встретили на пути наверх. Сидела у камня. Идем обратно — она все еще сидит. Говорим Диме, мол, давай спросим. Оказалось что она с мужем и сыном шла. Ей стало тяжко, и они ее оставили отдыхать, а сами уперли выше. Вот дебилы. Так и случается у людей отек мозга.

Горы. Бессонная ночь
Прибегаем мы после ратрака в отель. И двое ребят сразу решают спуститься на подъемнике вниз в Терскол. Чтобы выспаться лучше акклиматизироваться на 2-х тысячах. У меня еще с двумя товарищами, Пашей и Валерой, тоже такие мысли, но гид Андрей говорит, мол, гору надо уважать. На других вершинах подъемников нет и спускаться так легко не получится, мол привыкайте. Ну мы и привыкаем. Ложусь спать, закрываю глаза и глубоко засыпаю. Как убитый.
Будит меня командный голос Сергея Лившица. Еще одного нашего бегового товарища, многодетного отца и просто хорошего и солидного человека:

-Так, задание следующее. Нужно дойти до синих вагонов, найти гидов в 7-м вагоне, 6-я комната.

А я про себя думаю — «какой еще вагон, что за учения такие, мы на это не договаривались, идите в жопу, я сплю». А сам краем глаза вижу, что Серега тренер уже одет. Лера ко мне подходит и говорит, мол Валере плохо. Ну это тогда другое дело, одеваемся.
В общем, пока мы с Лерой пытались успокоить Валеру хоть немного. Паша с Серегой героически нашли гидов, Сергей Лившиц героически скоординировал действия. Подъемник нифига не работает! Нашли снегоход, чтобы спустить Валеру до подъемника МИР, включили ночью канатку, вызвали МЧС. И Валера героически спустился с горы вниз в Терскол спать в отеле…
Я бы обосрался ехать ночью на снегоходе, в темноте, по горе. Опять же жизненная ситуация. Днем мы ругались на снегоходы, а ночью, единственный кто согласился везти, конечно за деньги и дорого, но все же.
Самое интересное, что Валера оформил страховку со следующего дня. В которую включен вертолет для спуска в случае ЧП. Но позвонил в страховую в 23:00 и его развернули. А он сердечник и давление где-то в космосе в этот момент. Хорошо что все обошлось, и, как мы все думали, засыпая уже в четыре утра, что это восхождение для него закончилось…

Горы. День четвертый.
Завтрак в 8:00. Мы просыпаемся опять нихрена недовольные, зато с классной историей чтобы было что обсудить. Мои жена и сын приезжают к нам наверх. Сын уже третий раз поднимается к нам. Ему чуть больше 2-х, и, если в первые разы он был бодрячком, то теперь его размазало. Вялый и совсем сонный. Мы быстро завтракаем и я отправляю их вниз. Нафиг такую акклиматизацию для малыша.
А группа тем временем отправляется на послеобеденные учения. Учения простые и веселые. Надо всего лишь научиться прицеплять карабин и перецепляться пропуская товарищей на веревках. Всем весело. День легкий.

Вид от приюта Сердце Эльбруса

Обед. Тайная вечеря.
Это прям ключевой момент восхождения. По другому не скажешь. Ночью нам предстоит выходить. Но есть еще вариант с ратраком. Можно заплатить денег, и вас закинут на высоту 5100. Соответственно, получится подольше поспать и не тратить силы на восхождение в ночи. И если до обеда только один человек был твердо настроен ехать, то во время трапезы группа разделилась уже 50 на 50. Валера, кстати, приехал с остальными ночевавшими внизу, сказал что с ним все ок и он поедет по-любому! Серега тренер кричит, мол, тут нет никакой бравады! И нет ничего стыдного. Мол, надо ехать на ратраке, если есть хоть доля сомнения. И что эта маленькая доля может помещать всей группе зайти!
Тут надо пояснить. Нас аж 12 человек. А гида всего три. Так что первый кто уходит, разворачивает с собой одного гида. Если второму плохо, значит разворачиваются все. Вот такой закон джунглей. Этот закон и пытался нам донести Серега и гиды. Ратрак сэкономит силы.
Все сидят, смотрят в глаза друг другу. Я смотрю на товарища Пашу, спрашиваю — сыкотно?, а он отвечает, — сыкотно. И мне сыкотно. Но у меня условие, я готов ехать на ратраке, только если он высадит нас наверху пастуховых или у старого ратрака. Иначе мне эти 100-150 непройденных метров никогда не дадут покоя. А возвращаться и еще раз восходить на Эльбрус я не планирую. Ладно, оглядываемся по сторонам, смотрим кто остался идти. Одни сильные. С ними я готов штурмовать эту гору. Отправляемся на дневной сон. Выходить в 23:00.

Восхождение.

Поспать не удалось.

Лежал с закрытыми глазами, но сон не лез. Мозг волновался как перед любым серьёзным мероприятием. Я спокойно собираюсь. Берегу энергию. Молчу, ни с кем не разговариваю. Настраиваюсь. Впереди большой путь.

Фотографируемся на память перед выходом. На улице ясная ночь. Холодно. Одеваем кошки и выходим. Нас шестеро и Два гида. Первым идет Дима-гид, за ним Олег-Паша-Катя-Юра-Я-Оля, замыкает самый опытный Андрей. Идем молча, темнота впереди. Только фонари от ранее вышедших групп вдалеке на горе. Они помогают немного ориентироваться и осмыслить путь.
Через пару часов Дима предлагает остановиться и посмотреть на звезды. Это космос. Очень красиво. Мы в детстве разводили костер и смотрели звездопад, считая падающие звезды. Надо было сказать «знаю» и запомнить сколько насчитали. А потом, в канун нового года выйти на улицу и загадать желание глядя на небо. Так вот это небо Эльбруса, яркие звезды и млечный путь как на ладони, возвращает в то сказочное детство.
Идем дальше. Через некоторое время Катю немного накрыло. Чего-то ей стало не по себе, и она попросила остановку. Это очень насторожило. Катя стойкая девочка, и если уж она просит остановиться, то тут прям вопрос. Опять смотрим на небо и на склон с фонарями, вокруг ни зги не видать. Только чернота. В городской суете от такого отвыкаешь.
Через некоторое время уже я прошу маленькую остановку. У меня прям начали мерзнуть пальцы рук. Да так что прям аж до костей. Ветер продувает перчатки и схватывает пальцы. Это при том что сейчас относительно спокойно. Что же тут в непогоду происходит? Буквально за день до этого меня напугали историей про то, как поправив кошки, один парень потерял девять пальцев. Да и опыт Андрея, как он на пике Победы включил рацию и остался без фаланг тоже пугающий. Дима потом сказал что надо было теплее одеваться, тогда и руки и ноги дольше не мерзнут.
В любом случае я одел верхонки (специальные варежки для восхождения) и стал больше шевелить пальцами, чтобы разогнать кровь. Через какое-то время это дало свои плоды и стало помогать.
Идем дальше. Впереди большая группа, человек 20. Мы чуть быстрее, но со стороны это очень забавно выглядит. Трафик. Одна гусеница обгоняет другую. Ну очень медленно, но мы верно опережаем ребят и уходим вперед. Весь манёвр длился от получаса.

На скалах Пастухова снова привал. Мы немного отстали от графика. Вся сложность разделения группы состоит в том, что нам надо соединиться на 5100 одновременно. Если ребята с третьим гидом приедут сильно раньше, то будут долго нас ждать и могут замерзнуть. Если же мы придем сильно раньше, то нам, уставшим, это тоже не сильно поможет. Выбьет из колеи. И опять же замерзнем.
У меня немного побаливает голова. Да и в целом состояние пока не сильно воодушевленное. Мы уже несколько часов в пути. В темноте. Пьем горячий чай с малиной, сахаром и лимоном. Шоколадка не лезет, немного ее надкусываю. Надо. Группа более медленной гусеницы подбирается снизу. Андрей говорит, что не хотелось бы опять в них упираться, а Дима напоминает про наших ребят, которые скоро сядут на ратрак и будут нас догонять.
А впереди нас ждет самый крутой подъем наверх. Как раз те самые 150 метров, которые я себе ни за что не простил бы. Идем вверх лесенкой. Тяжко. Шагаем медленно и в момент поворота очень сложно технически переставить свою ногу и развернуть ее. Я еще чего-то копошусь, пытаясь отогреть большие пальцы. Из-за этого неуверенно ступаю, не опираюсь на одну палку. Андрей снизу говори, мол, «не хорошо это, бедой закончится!». Налево полная темнота, справа виднеется зарево. Все просят легкую передышку.
Встречаем Рассвет. Я смотрю назад и меня ошеломляет увиденная картина. Лучи солнца освещают верхушки гор. Но между ними еще полная темнота. Создается впечатление, как будто макушки гор висят в пространстве, а вокруг пустота. Полная тьма. Это невозможно описать, только увидеть. Я поворачиваюсь к Оле и говорю как же красиво! Андрей обещает, то ли еще будет. «Потом еще тень Эльбруса увидим!».
Идем дальше, а на меня нахлынули эмоции. Слезы текут сами собой. Я рыдаю и радуюсь глядя на эту красоту и понимаю, что весь проделанный путь и эти звезды и эти горы стоили того, чтобы идти пешком с самого начала, как бы тяжко не приходилось.
Где-то внизу наши ребята должны выходить на ратрак, им ехать полчаса, а нам идти еще около часа по прикидкам. Подходим к тому самому закопанному ратраку и останавливаемся, чтобы поприветствовать наших ребят, которые несутся мимо вертикально вверх. Ноги еле идут, а тут еще Дима говорит, «так ребята надо поднажать», и спрашивает Андрея, «ну что по прямой?», а Андрей, мол — «по прямой!». А я думаю, «какой, нафиг, прямой!». Но делать нечего, назвался героем, полезай в гору.
Идем уже не лесенкой, а по прямой. Слева тень Эльбруса. В небе. Тень горы в небе! Красота. И ясно так, сказочно, но холодно, блин. В сумке пуховой свитер и пуховка, но я даже не могу помыслить, чтобы напялить на себя еще что-то. И так двигаться скованно приходится.
Последние метры, и нас встречают наши ребята, они воодушевленные и радостные, что мы пришли. И немного замерзшие. На ратраке ехать не пешком идти, тоже холодно и с ветерком, а потом еще и нас ждать пришлось с полчаса.
Они на нас смотрят, как будто призраков увидели. А мы и есть полутрупы. Еле ноги передвигаем. Смотрю на Олю сзади, а у нее губы серые и лицо все серое. Срашно ппц. Неужели мы все такие? Света-гид кричит, мол «пошли, мы замерзли». А мы ей, какой нафиг пошли! Дай чаю глоток сделать. Ребята все помогают, суют еду и чай, предлагают помощь. Смеемся.

Второй этап. Первые потери.

Немного приходим в Себя. Уже совсем светло. Все встаем и готовимся выдвигаться. Я делаю вдох, а легкие и тело сами просят еще, я глубоко и быстро надышиваюсь и не могу остановиться. Дима говорит мне перестать, а я ему, мол, оно само! И тут меня поперло! Прям какая-то эйфория. И боли и усталости больше нет! И я хочу кричать «ВПЕРЁД! ВСЕ НА ГОРУ!»
Выдвигаюсь в первых рядах. Впереди Дима-гид, Олег, Паша и Лера. Дима попросил ее поближе к нему идти. А идем — прям ползем. Дима, вроде, начал бодро, но Лера его попросила чуть сбавить обороты. А меня прям прет чуть ли не бежать. Понимаю, что это последствия горняшки и им нельзя поддаваться. Надо сохранять здравый рассудок и не показывать виду, что я псих.
Поднимаемся на косую полку, чуть огибая гору. Справа солнышко выглядывает из-за горы. Давай дорогое, согрей нас своими лучами, мы тебя очень ждем! Дальше путь по прямой. Лера просит остановиться. Ее рвет. Она просит у меня прощения, а я ей, дорогая, на водички, может чаю. А она, мол, мне надо к Сереге. Серега сзади.
Пропускаем Леру. Смотрю на группу, а нас много прям. Большая гусеница собралась. Не удивительно, что мы такие медленные. Паша передо мной сел на склон. Смотрю. Он спит. Расталкиваю его, кричу. Паша, дорогой, это нам нельзя.  Вставай! Давай-ка, на чаю. А он серый и опухший немного. Накрыло похоже. Дима-гид в шоке. Группа стоит, отдыхает.
Через некоторое время идем дальше. Нас обгоняют парни-скайранеры из нашего же отеля. Бодро идут, налегке. Они тут уже с месяц гуляют и по плану должны из верхнего лагеря за 3,5-4 часа на вершину добежать. Они могут. Я разговаривал с одним. Стоял он в холле, голый по пояс, намазывался гелем восстанавливающим. Выглядел как с картинки, как будто отфотошопили его!

на седловину пришли не все

Огибаем гору и приходим на седло. Оказалось, что группа у нас разделилась. И Лера с Серегой и Андрей остались на полпути. Лере стало совсем плохо и они принимают решение идти назад. Это нам Света-гид рассказала, которая пришла за нами последней:

-Кто еще готов возвращаться и не видит в себе сил дойти до верха?

Юра говорит что дальше не пойдет. Очень неожиданно! Он-то сильный парень! Но его мутит и голова сильно болит. Все смотрим на Валеру. Он нам, мол, «чего на меня смотрите? Я готов до верха идти!» Ну смотри, дорогой, не подведи! Напоминаю, что следующий разворачивает всю группу.
Андрей, вроде как собрался спускать уставших вниз, но я ему еще на тайней вечере сказал, мол, если с тобой, то на эту гору я готов! Отправляем вниз Свету. Она немного обижается, что я ей не дал подняться, но смеется, что хоть на ратраке покаталась. Прошу Андрея по рации забрать флаг клуба у Сереги с Лерой. Флаг это святое, я его точно донесу. Света с Юрой уходят, а мы ждем Андрея и любуемся красотами на седле.

А вид прям потрясающий. Фотографируемся, пьем чай. Рядом видим пару спящих человек. Ребята тормошат их. Нафиг говорят, не спите. Дают чайку. А они поднимаются и идут на вторую вершину Эльбруса, мол, на первую они уже сходили и спустились. Мы в шоке.

Перила.

Света обещала, что это самая сложная часть маршрута. Но, забегая вперёд, скажу что самая сложная была от Скал Пастухова до стоянки ратраков. Тут же вступает в силу технический элемент. Становится очень интересно и возбуждение перебивает все трудности. Надо цепляться за веревку и идти от столба до столба, каждый раз перецепляя карабин.
Выглядит это так, что один гид помогает прицепиться, а второй каждый раз обгоняет группу и уже помогает на следующем столбе. И так они меняются.
Меня тянет болтать. Спрашиваю у Димы, мол, «как вы умудряетесь так быстро оббежать группу? Не устаете?» А он, мол, «но мы же потом стоим, отдыхаем, перецепляя вас. Страшно говорит не это, страшно вон, наверху люди не прицепленные идут! Если кто упадет, то на нас, а внизу, там камни. Если в них прилететь — то насмерть. Случаи были. И не мало, поэтому тут и веревки».
А наверху люди идут обратно, и как раз на обратном пути часто не остается сил. Света рассказывала, как буквально на себе пару раз тащила человека. Всегда надо помнить, что еще есть путь обратно. Мало зайти на гору, надо еще вернуться живым.
А солнце печет так сильно, что становится жарко. Мы делаем легкую остановку, чтобы скинуть с себя лишние вещи. На той стороне видим вторую вершину и ту самую пару, поднимающуюся к ней. Там нет никаких перил и маршрут как-то сильно виляет. Внизу маленькой линией идут люди с севера. Как муравьи. Их не много и все на разном расстоянии друг от друга. И открывается потрясающий вид на зеленые холмистые горы. Это просто потрясающе! До этого мы видели только скалы и снега. Теперь же мы смогли заглянуть за Эльбрус и увидеть совершенно новую картину.

привал на перилах

Приходим на вершину перил и тут делаем небольшой привал. Теперь остался последний рывок. Эльбрус такая хитрая гора, что вершину видно только на последних сорока метрах. Мы смотрим наверх, впереди широкий холм. Надо на него взойти.
И тут Валера, который был прям бодрячком, всех фотографировал и скакал на перилах, сел на землю и не может дальше идти. Я ему, мол, давай не придумывай, взбодрись, возьми попей, поешь и пойдем. Тут ерунда какая осталась. А он ни в какую. Я шучу, мол, что он хочет чтобы его снимали вертолетом по страховке. Ночью не получилось, так он сегодня покататься решил. А на самом деле не до шуток. Андрей готовит, мол, чтобы с Димой-гидом посидели, а мы обернемся быстро на вершину, тут минут сорок осталось.
Быстро штурмуем холм и нам открывается путь на вершину. Вот она, уже рукой подать. Дорога немного спускается с холма, а потом надо снова чуть подняться, но весь этот путь выглядит, прям довольно плоским и легким. Я чуть ли не бежать готов. Да, думаю и в голове как будто бежал, а на самом деле-то мы еле ползли.
Продвигаемся вперед. Кто отстал? Олег с Серегой Лившицем чуть позади. Олега накрыло и он еле идет. Андрей-гид возвращается, хватает его рюкзак и чуть ли не на себе они с Серегой двигают Олега вверх. А Вершина вот она уже тут! Пятачок совсем небольшой, как раз наша группа еле в него помещается.

из двеннадцати человек дошли только восемь и гид Андрей

Тут треугольная табличка, что мы достигли вершины. Мы с Деном падаем и целуем гору! Спасибо дорогая, что дала нам подняться. А вокруг красота! Вот она вершина нашего европейского мира! Панорама открывается во все стороны! И погода ясная!
Андрей говорит, мол, «давайте быстро, нефиг тут задерживаться, нам долго нельзя, нас человек там ждет». Я достаю флаг Jaxtor. Мы всей командой с ним фотографируемся. Я тут же прошу меня сфотографировать с Андреем на вершине горы. Эту фотографию я желал и задумал сделать еще с самого начала восхождения! Все сразу по очереди начали фотографироваться с гидом на вершине. Андрей как рок-звезда! Все довольны. Мечта сбылась! Мы поднялись на Эльбрус!

Путь домой.

Еще на Седле я предложил всем спускаться обратно на ратраке. Часть ребят уже прокатилась и мне прям очень хотелось. Но сначала нас ждал крутой спуск вдоль перил. Валера чуть оклемался и даже сфотографировался со своим флагом на своей вершине.
А в это время Дима связал нас всех в одну цепь и объяснил как действовать в группе на спуске. В случае, если кто-то срывается, тот что идет за ним должен крикнуть «СРЫВ!» и быстро зарубиться ледорубом в снег. Передо мной как раз Валера. Блин, я, если что смогу его удержать? А за мной Серега Лившиц, вот в нём-то я уверен на все сто!
Идти, прям сыкотно. Очень странные ощущения. Спуск крутой и параллельно внизу идут люди наверх. Им ещё предстоит подняться на вершину. Доходим до седла и отвязываем веревки. Привал.

косая полка

Дальше нас ждет не менее интересный путь по косой полке. Справа внизу обрыв и метров на сорок можно улететь. Говорю Оле мол, если туда упасть, то по костям собирать будут по этому насту. А там и не известно, может там где под снегом расщелины или камни. Наверх смотреть тоже боязно. Если сверху сорвется пласт снега? Или опять же камни? Обо всем этом не думаешь, когда идешь наверх. Уже перед самой парковкой ратраков Лившиц падает и зарубается ледорубом! Вот так приключение! Надо быть аккуратнее.

едем на ратраке

И вот мы дошли до раткаков. Делаем привал в ожидании нашей кареты. Дима снимает наши впечатления. Говорю, мол, какой там айронмен или комрадес! Вот настоящее испытание! И я в тот момент так и думал. Сейчас, анализируя, я могу поставить все эти достижения в один ряд. Разве что Эльбрус не требует такой долгой и изнурительной подготовки.
Но день был очень хороший! Запоминающийся!

Резюме

На акклиматизацию мы потратили четыре дня. Надо больше. Тогда и зайти будет легче.
Хотя тут вот хрен поймешь. Есть истории, когда люди приезжают и чуть ли не сразу заходят.
На второй день. Меня накрыла горняшка на 3200 в Архызе. После спуска, еще перед ужином, вырвало желчью. Жену накрыло на подъезде в Терскол. На 2-х тысячах, при том что они с ребенком были пару дней в Кисловодске на 850 метрах. Сыну, которому 2 года вообще все было пофиг. А на третий подъем стал вялый. Про детей говорят что вообще не изучено влияние такой высоты. И что, мол, нельзя подниматься выше станции МИР. Хотя наверху было полно разных людей и детей в кафешке. Никаких опять же ограничений.
Сереге стало плохо на 3800. А потом, когда всех накрыло, его отпустило! Лера не смогла дойти до седла. Валера уехал ночью с группой спасения, а на следующий день поднялся на 5555 метров, не дойдя всего 90! метров до вершины. Он, кстати, потом рассказал, что сидя на вершине перил, как раз, придя туда первым, хотел сфотографировать Олега с гидом. И не смог разблокировать телефон, не вспомнил ни одной цифры. Из-за этого запаниковал и не смог дальше подняться. Накрыло стеной!
Не вся группа дошла и у всех свои причины. Одного ответа нет.

Про Порядок:

На Эльбрусе вообще царит полный хаос. Особенно это ощущается после посещения Архыза. Там хоть какой-то порядок пытаются навести. А в Кабардино-Балкарии полная срань.
Приехал в Терскол, купил билет на подъёмник. И вот ты уже на 3800. Никаких тебе предупреждений или ограничений. Дети маленькие? Да пожалуйста, хоть на вершину Эльбруса идите! Наверху нет никакого пропускного пункта, нет никакого МЧС сотрудника, который хоть бы проверял кто вообще идет на гору и в чем. Всё на вашей совести. Отметились внизу как группа — хорошо, не отметились — ваши проблемы. Соответственно, гидами на Эльбрус водят кто угодно. Люди ходят очень странные. Могу я приехать, дать рекламу и водить. Никто не проверит.
Поначалу меня смутило что у нас такая большая группа с тремя гидами, и я хотел пойти с товарищем и его гидом женщиной. Предлагал ему разделить затраты и объединить усилия. Он сначала согласился, а потом слился. И слава богу. Наши гиды оказались куда опытнее и ответственнее. Через пару недель другие наши ребята пошли с этой же девочкой, и по их словам она еле успевали за ними и сама просила отдых. Сомнительно хороший гид. Они, кстати, зашли за шесть! часов на вершину, у нас ушло почти одиннадцать! Возможно все дело в перепадах давления и в том, что они шли в августе. А может, они просто сильнее. Хотя их накрыло немного на спуске. Есть мнение, что чем дольше на горе тем тяжелее. В идеале идти с такими же хорошими гидами, как у нас, но меньшей группой. Получится точно быстрее. Но дороже.
Мы, кстати выбрали не самый дорогой вариант. Можно жить в Итальянском приюте, там вообще космическая гостиница. Опять же, часть ребят у нас ходили в туалет на улице. Мне повезло, на наш номер-люкс был туалет на этаже, но туда остальных пускать нельзя, огромный штраф. Нагрузка на санузел большая. В чем проблема сделать для всех хорошо?
Приюты без какого-нибудь порядка и организации. Из окна столовой у нас был вид на гору, на которой был разбросан туалет дешевых приютов. Разнесло доски по всему каменному склону. Представьте, что вы бы сидели в этом туалете? Нам рассказали историю, как в пургу парень пошел посрать, дверь замело пока там сидел и он не смог выйти. Хорошо что мимо кто-то проходил и сообразил его откапать. Умереть в толчке было бы эпично!
Перед самым отъездом я общался с парнем, который заходил на Эльбрус по бюджетному варианту с другом. Так они в мае вдвоем сделали акклиматизационные выходы в пургу. А потом было ясно и они поднялись на вершину. Без гида! По навигатору скаченному в телефон. Это ппц, я считаю что им очень повезло, хотя он мне говорил, что все услуги очень навязаны и все это фигня и обдиралово.
Самые частые несчастные случаи происходят как раз с такими самостоятельными. На горе мы встретили парня, который поперся в обычных солнечных очках. Это самоубийство для глаз.
Обдиралова и правда много! Как на любом курорте. И попасться на мошенников очень легко. Мы видели очень странных гидов. Технику безопастности никто не соблюдает. Элементарно, с ледорубами идут не все. На учениях мы видели группу, которую учили, но даже не объясняли, что при срыве надо обязательно поднимать ноги, иначе можно воткнуться кошками в снег и полететь кубарем по склону, переломав по пути все кости. На перилах вверх никто не цепляется, вниз никто не идет в связке. Единых правил нет.
Конечно, дешево — это хорошо. Но для сравнения на африканский Килиманджаро зайти в несколько раз дороже. Не говоря уже о цивилизованных странах. И там есть порядок. Отметки, на которых, если ты не появился, то за тобой сразу идет группа спасения искать.

В сентябре 2021 была трагедия. Погибли люди. Так там из описания понятно, что виноват беспорядок. Сами гиды растерялись. МЧС так вообще обосрался. Среагируй они сразу и гибель людей можно было бы избежать. А стой они на проходе, так и вовсе не пустить группу. Почему они вообще поперлись так поздно при плохом прогнозе?

В самом Терсколе тоже хаос.

Мы от отелей проходили на поляну Чегет мимо стройки. Никакого забора. Просто идешь мимо гусеничного крана и стройматериалов. На голову чего уронят — сам виноват. Детская игровая зона. Пешеходный мост через реку с такими перилами, что взрослому идти страшно, не говоря уже о малышах. Везде только нал, все в черную.
На Чегете подъёмник стремный. Хорошо хоть на Эльбрусе он нормальный. Но для курорта мирового значения — стыдно! Люди со всего света едут, чтобы покататься на самой высокой горе Европы на лыжах, а тут такой сервис.
Но есть и хорошие люди. Куда без них! У нас рядом с домом была потрясающая бургерная. И хозяева и повар — супер люди. В Мун отеле у ребят потрясающий сервис и питание. Говорили нам, что Эльбрус попал в программу развития Кавказа, очень надеюсь, что что-то поменяется. В общем, не экономьте на безопастности и комфорте.
Надеюсь, не сильно грузанул.

ледоруб

Спасибо!

В заключение хочется выразить отдельную благодарность тренеру Лере Храмовой, которая и запланировала это восхождение. И всему клубу джекстор и ребятам, без которых я бы точно не поднялся, да и собирался бы еще лет десять. Гидам, за приверженность своему делу! А еще за приятные пожелания, которые все участники оставили на ледорубе. Это лучший сувенир!

Больше информации об экипировке и восхождении ищите на спорт-марафоне и у альпиндустрии. Там ребята профессионалы, знают, что пишут.