Мы в альплагере Безенги

Дорога в Безенги

Дорога сюда сама по себе представляется маленьким путешествием. Сначала нужно доехать до поселка Безенги. Припарковать там машины у местного жителя и далее пересесть на Соболь или джип и ехать еще около часа по камням, крутым подъемам спускам и маленьким речушкам.
Мы немного подискутировали на тему, можно ли было доехать на легковой машине, но без шансов. В сам альплагерь можно добраться только на джипе. Мы встретили по пути Новый Ленд Ровер, Тойоту Хайлендер и Дастер. Но если последний тут к месту, то на первых двух я бы тоже слегка еще подумал, стоит ли убивать машину. Да и летом, по рассказам водителя, в лагере нет места чтобы припарковаться. Очень много людей. Так что стоит взять групповой трансфер сразу из Нальчика.

Альплагерь Безенги представляет собой скопление нескольких домиков со всеми удобствами. В Москве мы бы назвали это место — турбаза. Только здешняя турбаза находится на высоте 2300 метров. Летом приезжают альпинисты и все поле усеяно палатками. Мест в домиках на всех желающих не хватает. Еще тут есть аутентичные башня и дома с крышей из сена «сакли». Жилье в них самое дорогое и оно только для VIP персон.

Погода нас не сильно обрадовала. Всю дорогу мы ехали в облаках и с дождем. Все прекрасные виды должны быть видны в ясную погоду. Зато, подъезжая к лагерю природа наградила нас потрясающим зрелищем на целое стадо туров. Рогатые огромные звери паслись на склоне. Они покрасовались немного и поднялись выше в туман. Еще на пути встретились с двумя зайцами, которые молнией проскакали через дорогу нам навстречу.

ровный участок дороги

Мы разместились и отправились на ужин. Местная кухня отличается суровостью. Люди тут любят жаренное, хычины и сладкий чай, как в детском садике.

После ужина мы познакомились с директором альплагеря Анаевым Алийем Хусейновичем. Я разговаривал с ним по телефону по погоде, и он рассказал, что они наблюдают за турами. И если те осенью начинают спариваться рано, значит весна придет рано, если же поздно, то жди долгой зимы. Животный знают больше, чем мы о природе. Так же, по крокодилам в Египетском Ниле определяют, как высоко поднимется река. Те откладывают яйца на уровне будущего разлива.

Мы поинтересовались у Алийя, куда мы сможем добраться. По плану мы с Серегой хотим переночевать одну ночь в домике на горе. Для этого нам нужны спальники в аренду. Дверь в этот домик может быть завалена снегом. Серега рассказал, что в прошлом году они отбивали лед камнями. Я же спросил у Алийя не лучше ли ледорубом, на что он пошутил, мол: «Если взять камень, чтобы отбить лед — это будет «камнем», если взять ледоруб, то будет «ледорубом». Меня это очень повеселило. Мудрая мысль, для каждой вещи есть свой предназначение.

Первый день. Альплагерь Безенги

Утром я решил немного побегать. Спуск от лагеря к реке занял у меня шесть минут, а обратный, на подъем, девять с половиной, и я шел, потому что бежать вверх невозможно. А вот внизу вдоль реки вполне терпимо и ровно. Там получилось легко потрусить. На улице чудеса. Идет снег, и я промок насквозь пока совершал эту получасовую пробежку.

После завтрака мы собрались на первый поход в горы.
Снег прекратился и немного открылась перспектива. Мы тепло оделись и запарились в первые минуты пути так, что пришлось раздеваться и скидывать лишнее. Наш путь пролегал по правобережной марене, хребту, оставленному ледником. Первой ключевой и интересной точкой оказался местный водопад. Вода очень красиво прорубила камни, и мы от души полюбовались и пофографировались.
Дальше мы пришли к столбу с указателем на разделение тропинок. Тут мы сделали привал с чаем и печеньками. Лера достала бинокль и стала смотреть на гору напротив, и внезапно вскрикнула, так, что аж все подскочили. Глядя в бинокль, она столкнулась глаза в глаза с огромным туром. Он стоял на скале и смотрел на нас. Потом мы увидели целое стадо, прям на отвесной скале. Приятная награда за совершенный подъем.

Погода начала меняться, и мы решили спускаться вниз. По пути встретили ребят, которых мы обогнали по пути наверх. Они в джинсах, без шапок. Я посоветовал им долго не задерживаться, они же сказали, что хотят найти еще какой-то водопад наверху.

Спускаясь чуть ниже стало еще холоднее и пошёл дождь. Мы утеплились и дружно возмутились отчаянности ребят. Так безответственно относиться к горам нельзя. Можно и замерзнуть, и получить переохлаждение. Или заблудиться. Такой туман, что лагеря не видно и приходится полагаться только на тропу. Которая, к слову, вывела нас к подвесному мосту, за которым наш лагерь Безенги.

На обратном пути я увидел очень длинного слизняка леопардовой раскраски. Необычное зрелище, мне такой еще ни разу не попадался.
Хорошее получилось приключение!

Второй день. Гора Шлем

Просыпаюсь в четыре утра и вижу горы в окно. Еще темно, но уже светает, ясно. Погода нас порадовала утренним солнцем. Сегодня день обещает быть красивым.

Кормят тут, конечно, на убой! Вчера на завтрак была каша и котлета со свекольным салатом, сегодня жаренные макароны с котлетой и творожная масса. Все это заправляется все тем же прекрасным сладким чаем. Вкуснятина!

Подошли к Алийю узнать по маршрутам и ночевке в домике. Он сказал, что туда завтра планировала пойти группа ребят. Можно попробовать присоединиться к ним. Алий опять выдал мудрую мысль: «как у архитекторов, недоделанный план — это уже повод для дискуссии». Чуть позже он подошел и сказал, что ребята оказывается уже выходят и ночевать планируют сегодня. На это мы не готовы. Похоже идею с ночевкой в домике придется отмести.

гора похожа на шлем

Решили идти по той же марене, но уже дальше, чтобы посмотреть на вечные снега на горах пятитысячниках. Забегая вперед, скажу, что виды там потрясающие. Мы дошли до последней точки, горы «Шлем». Дальше только по снегу, который подтаивает от яркого солнца и идти не представляется возможным, проваливаешься покалено.

Весь путь занял у нас около 3-х с половиной часов. По пути мы сделали привал у того же водопада и еще один, напротив подъёма в хижину. Отсюда мы смогли увидеть группу ребят, которая отправилась на ночевку в домик. Как же высоко они забрались, это просто с ума можно сойти.

В небе, над головой, мы смогли разглядеть огромного белоголового сипа. Он кружил около скал. Еще одну семью хищников мы нашли ранее, они похоже обучали летать птенцов, но это были птицы поменьше. Орлы делали небольшие круги от скалы и обратно, и так много раз подряд. Своеобразная сдача на летные права. А в самом начале пути нам повстречались туры, довольно близко, так что их можно отчетливо рассмотреть и сфотографировать. На всем пути мы пересекались с двумя группами туристов. Некоторые люди удивляют своим халатным отношением к горам. Тут народ налегке, без рюкзаков с дополнительной одеждой и без головных уборов. Видно, что они обгорели и им приходится туго. Что с ними будет, если налетит плохая погода с дождем и ветром?

На обратном пути мы сразу попали в облако, утеплились и почти всю дорогу прошли в тумане. В один момент мы остановились, и я увидел в тумане тура, совсем близко, и на тропе, так, что к нему можно подойти. Он стоял и щепал траву, не заметив, что мы находимся неподалеку. Я подкрался к нему на расстояние пяти метров, он меня увидел и сразу сделал пару мощных прыжков выше. Потом еще некоторое время посмотрел на нас и спокойно пошел вдоль склона. Оказалось, что в тумане целое стадо туров. Очень близко.

Уже поздно вечером, перед сном, небо снова открылось, и мы понаблюдали немного за звездами. Потрясающее зрелище. В Москве такого не увидишь.

День третий. Ледник

Третий день в горах всегда самый сложный. Мы уже походили два дня и сделали большой объем, приходит усталость и чувствуется акклиматизация. Поэтому мы решили сходить по это-тропе к Мега леднику Безенги.

Сама тропа представляет собой трехкилометровый путь с маленьким перепадом высоты. Сначала все довольно просто, есть выложенная камнями тропинка, таблички и места для отдыха, но после погранпоста, на котором надо показать паспорта, начинается дикий путь по камням и пустынной местности. Сто лет назад здесь лежал ледник. Со временем он тает и оставляет после себя фантастический кратер. Высота стен поражает своей величиной, неужели когда-то тут был лед? Вчера мы тоже гуляли по марене ледника, но она была гораздо меньше. Эти же достигают километра в высоту!

Тропа закончилась и путь приходится искать самим, ориентируясь на камни, выложенные стопкой так, что понятно, что это сделано человеком и куда надо идти.

Мы подошли вплотную к леднику. Тут бурлит вода и  видно голубой лед в пещере, из которой она вытекает. Сильное зрелище. Ближе не подобраться, со всех сторон осыпаются камни. Хотя пещера и манит своим очарованием, но лезть к ней слишком опасно. Мы сделали небольшой привал, послушали реку и отправились обратно.

По пути на тропе нам встретились жабы, которые откладывали яйца в лужу. Тут их прям много и все друг на друге.

Дальше мыс Серегой отправились к водопаду.
Крутой подъем вверх наградил нас потрясающим видом. А перемахнув через холм к водопаду мы увидели целое стадо туров на водопое. Они нас испугались и сразу ускакали по вертикальной стене вверх. Поразительно! Как они это делают?

Я спустился к воде и умыл лицо. Сколько же энергии от водопада! Меня так взбодрило, что я бегом забежал обратно на холм. Тут мы сделали привал с чаем и понаблюдали в бинокль за «жетонистами», альпинистами, которые сдавали экзамен у МЧС на специальный жетон, дающим им разрешение на прохождение сложных трасс. Мы уже видели их учения в лагере и Алий объяснил, что когда они идут вдвоем или втроем по сложному маршруту, скажем 6А, то им надо уметь спасти товарища в случае беды.

Резюме

На следующий день погода опять испортилась, так, что стало невозможно и подумать не о ночевке в домике, не о вертикальном километре, который мы тоже хотели пройти. Я побегал длительную тренировку по дороге от Альплагеря Безенги к поселку. Туда получилось быстро, а вот обратно вверх — тяжело. Последний подъем все же слишком крутой, чтобы в него подниматься. Думаю, если потренироваться тут месяц, то можно вбегать в него уже легко. Знаю, где буду готовиться к Комрадсу в следующий раз.

Альплагерь Безенги потрясающее горное место. Пожалуй, даже лучше, чем Эльбрус. И при этом мало кто, кроме альпинистов знает о таких красивых горах. Я бы с удовольствием задержался бы тут еще на пару недель.